Департамент культуры города Москвы
Направление
Место
Камерный оркестр MusicAtis «Времена года. Вивальди и Пьяццолла»
1 октября 2017 19:00
6+
Малый зал, ГБУК г. Москвы «КЦ «Москвич»
Камерный оркестр MusicAtis «Времена года. Вивальди и Пьяццолла»

Времена года — это смена природных стихий, смена настроений, это сон и пробуждение, умирание и возрождение и это бесконечность жизни во всех ее проявлениях. Многих композиторов вдохновляла поэтичность смен времен года, многообразие красок и настроений на написание программных музыкальных произведений. В нашем концерте прозвучат два музыкальных хита, два шедевра разных эпох, написанных на одну неиссякаемую тему времён года. В первом отделении прозвучит цикл концертов «Времена года» Антонио Вивальди, а во втором отделении зрители услышат шедевр начала ХХ века –«Времена года в Буэнос-Айресе» короля аргентинского танго Астора Пьяццолы.


«Времена года» Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведение «Времена года» было создано в 1723 году, и состоит из 4-х концертов для скрипки с камерным оркестром. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается небольшим стихотворением (сонетом), в котором описывается, о чём будет звучать музыка. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении, кроме явного описания сезонов, присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).


В целом, содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьёв, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод. Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Всё это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.


Во втором отделении концерта прозвучит цикл времен года знаменитого аргентинского композитора, автора собственного музыкального жанра Астора Пьяццолы.


Сочинение «Cuatro Estaciones Porteñas», также известное как «Estaciones Porteñas» или «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» представляют собой набор из четырёх танго-композиций, написанных Астором Пьяццоллой в разное время и при разных обстоятельствах (тем не менее, иногда указывается 1968 год сочинения), хотя Пьяццолла исполнял их время от времени вместе. Чаще всего это случалось в исполнении созданного Пьяццоллой Квинтета (струнные инструменты с участием бандонеона, исполнявшего сольную партию).


Пьяццолла свободно использует форму барочного концерта, чередуя фрагменты соло и тутти. Композитор сочетает различные музыкальные традиции: классическую, джазовую, афро-испанскую. Некоторые исследователи находят в сочинении элементы программной музыки.


Продолжительность: 1 час 40 минут (с антрактом)

В тексте использованы материалы: vmiremusiki.ru и wikipedia.org