Департамент культуры города Москвы
Выразительные средства танцевального театра Пины Бауш
[архив]
18+

В начале 20 в. язык классического балета казался устаревшим, не способным выразить дисгармонию изменившегося мира и человека, вера в которого была потеряна. Появились идеологи свободного танца, в США он получил название танца модерн, в Европе – contemporary dance/современный танец.


У истоков модерна в Германии стоял теоретик и балетмейстер Рудольф Лабан (1878–1958), на основе теории свободной пластики создавший школу экспрессионизма, выразительного танца и воспитавший учеников: хореографа К. Йосса, танцовщиц М. Вигман, Х. Хольм, Г. Палукка, Х. Кройцберг, И. Георги.


Экспрессивный танец, выражавший эмоциональные состояния аффекта: страха, отчаяния, душевной боли был построен на импровизации, нарочито некрасивых, изломанных и угловатых движениях больших партерных прыжках, перегибах корпуса, выразительности жестов. Уродливое и страшное эстетизировалось и возводилось в символ.


Курт Йосс (1901–1979), пионер немецкого театра танца, создал «Фольквангшуле», первую немецкую профессиональную труппу и школу современного танца. Расширив круг балетных тем, в 1932 сочинил знаменитый антивоенный балет Зеленый стол на музыку Ф. Коэна, ставший культовым в истории модерн-хореографии. Механическая четкость ритма, утрированная выразительность жеста, судорожная пластика корпуса характеризовали поведение человека-марионетки, машины для истребления себе подобных. Йосс стал учителем многих западных хореографов, в том числе знаменитых постмодернистов Марты Куллберг и Пины Бауш.